СОЗВУКОВОЕ ПОСЛЕДОВАНИЕ

СОЗВУКОВОЕ ПОСЛЕДОВАНИЕ
(Klangfolge) есть, по Риману, последование двух аккордов, рассматриваемое с точки зрения того значения, которое имеют эти аккорды, как созвуки (См.). Говорить о с-м п-и возможно лишь в том случае, если все аккорды (даже и диссонирующие) понимать и именовать как созвуки; если при этом желательно достигнуть результатов, имеющих общее значение, необходимо ввести и терминологию, которая принимала бы во внимание не только каждый данный случай, но и целый ряд случаев. Начала такой терминологии со времен Г. Вебера сделались общим достоянием. Трезвучия, построенные на ступенях гаммы, обозначаются порядковыми числами, причем для мажорных аккордов служат большие цифры, для минорных – малые; уменьшенные трезвучия обозначаются кроме того еще нулем, увеличенные – черточкой (Э. Ф. Рихтер): При такой цифровке V – I обозначает последование двух мажорных аккордов, из коих первый является доминантой второго; наоборот, V – I обозначает последование аккордов мажорного и минорного, из коих первый опять таки – доминанта второго и т.д. Однако, такого рода обозначения при более свободных гармонических последованиях оказываются недостаточными. Возьмем, наприм., последование аккордов C-dur – As-dur – D-dur – G-dur – C-dur. Такое последование образует вполне понятное гармоническое предложение; между тем, при вышеуказанной цифровке в нем еле возможно разобраться. Несмотря на отсутствие модуляции в этом последовании, мы оказались бы вынужденными понимать As-dur'ный аккорд, как принадлежащий тональности F-moll, а D-dur'ный аккорд, как принадлежащий тональности G-dur. Для такого рода гармонических последований цифровка, исходящая из понятия гаммы, непригодна; их возможно объединить только понятием свободной тональности (См.). Понятие это – продукт новейшего времени и охватывает область гармоний, гораздо более широкую, чем та, которая возможна при исключительном применении гаммовых (См.) аккордов. Тональность не ведает гаммовых и внегаммовых аккордов; она знает только главный созвук и созвуки зависимые (гармоническое значение которых определяется в зависимости от отношения их к главному созвуку). Так, в вышеприведенном примере главным созвуком все время остается C-dur'ный аккорд, все же остальные – понимаются в зависимости от него: аккорд As-dur – созвук его нижней терции (параллель его минорной субдоминанты: АSp; См. Функции), аккорд D-dur – созвук его второй верхней квинты (вторая доминанта: ), аккорд G-dur – созвук его (первой) верхней квинты (доминанта: D). Первый гармонической ход (C-dur – As-dur) уводит нас в сторону унгертонов (бемолей); второй – (Asdur – D-dur) делает прыжок в сторону обертонов (диезов); третий и четвертый возвращают обратно к главному созвуку. Последование Asdur – D-dur не кажется непонятным, ибо – по отношению к главному созвуку C-dur – его можно разложить на два хода: 1) терцовый и 2) на двойную квинту (тоновый ход). Таким образом все это последование предстанет перед нами в виде каденции: Рациональная общая терминология гармонических последований должна, по Риману, исходить из отношения родства между главными тонами аккордов, образующих эти последования. Таким образом, в зависимости от этих отношений надо различать квинтовые ходы, ходы на большую терцию (терцовые), на малую терцию (малотерцовые), на целый тон (тоновые), на вводный тон (вводные, полутоновые), на тритон (тритоновые) и т.д. Надо, затем различать, одинакового ли наклонения оба аккорда, образующие гармоническое последование (оба мажорные, оба минорные) или же неодинакового (один мажорный, один минорный); назовем последования первого рода просто ходами и последования второго рода – сменами. При такой системе квинтовое например соотношение между главными тонами двух созвуков могут дать созвуковые (гармоническия) последования четырех родов, – как видно из дальнейшего изложения. Для тональности очень различное значение имеет, делаем ли мы, исходя от тоники, ход в сторону обертонов или в сторону унтертонов (срв. созвук). Мажор строится вверх, минор вниз. Поэтому, ход в сторону обертонов от минорного аккорда, и ход в сторону унтертонов от мажорного аккорда является как бы противоречием созвуковому принципу, его противоположностью. Отсюда, если ход или смена образованы созвуком противоположной (наклонению исходного созвука) стороны – целесообразно называть их противоположными, если же они образованы созвуком той же стороны – прямыми (последнее слово можно и не прибавлять; если его нет, оно само собой подразумевается). Таким образом последование C-dur – G-dur или A-moll (нижний созвук е) – D-moll (нижний созвук а) есть (прямой) квинтовый ход; C-dur – F-dur или A-moll – E-moll (нижний созвук е – нижний созвук h, или просто Ае – Аh, cм. Римановская терминология) есть противоположный квинтовый ход; C-dur – C-moll (Аg) или A-moll (Аe) – A-dur = (прямой) квинтовой смене; C-dur – B-moll (Аf) или A-moll (Аe) – H-dur =i противоположной квинтовой смене. Вообще, при всякого рода последованиях (как и здесь) "прямые" смены понимаются весьма легко, "противоположные" же – наоборот, труднее всего. Для примера приведем еще ряд терцовых последований: (прямой) терцовый ход G-dur – E-dur и A-moll – P-moll (Ае – Ас); противоположный терцовый ход C-dur – As-dur и A-moll – Cis-moll (Ае – Аgis); (прямая) терцовая смена C-dur – A-moll (Ае) и A-moll (Ае) – C-dur; наконец, противоположная терцовая смена C-dur – Des-moll (Аas) и A-moll (Аe) – Gis-dur. Терминология эта систематически развита и последовательно проведена в теоретических трудах Римана. особенно "Упрощенная гармония" (перев. Ю. Энгеля, Москва 1901). Срв. Созвук, , Римановская терминология, Функции.

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "СОЗВУКОВОЕ ПОСЛЕДОВАНИЕ" в других словарях:

  • ПОСЛЕДОВАНИЕ — 1) отдельных голосовых шагов (мелодическое п.), cм. Голосоведение, Параллели; 2) гармоний (гармоническое П.), cм. Созвуковое последование, Модуляция, Тональность; 3) диссонанс, ложное П., cм …   Музыкальный словарь Римана

  • ГАРМОНИЧЕСКОЕ ПОСЛЕДОВАНИЕ — См. Созвуковое последование …   Музыкальный словарь Римана

  • ТОНАЛЬНОСТЬ — (нем. Tonalität, франц. tonalité) – круг гармоний, своеобразно связанных и объединенных общим подчиненным отношением к одному главному созвуку, – тонике ( гармоническому центру ). Понятие о т и введено было в теорию Рамо (1722; centre… …   Музыкальный словарь Римана

  • ГАРМОНИЯ — (греч. – сложение, сочетание), 1) у древних греков обозначала гамму, последование тонов в известном порядке; – 2) в средневековой и новейшей музыке г. (нем. Harmonie) обозначает то же, что аккорд, созвук, одновременное соединение… …   Музыкальный словарь Римана

  • КАДЕНЦИЯ — каданс (итал. Cadenza, франц. Cadence, произн. каданс , немец. Kadenz, Schluss, произн. шлус ) – гармонический оборот, имеющий характер заключения, остановки, разграничения. Симметрия ритмического построения и последовательность… …   Музыкальный словарь Римана

  • ЦИФРЫ — (числа) применяются в музыке в разнообразном значении: 1) В лютневых, гитарных и иных табулатурах (См.) для обозначения того места на грифе, которое надо в данном случае нажать, следовательно в виде нот. – 2) В генерал басе (который… …   Музыкальный словарь Римана

  • СОЗВУК — (нем. Klang). С тех пор как известно, что каждый звук наших музык. инструментов представляет собой не простой тон, а состоит из целого ряда простых тонов (которые обыкновенно не замечаются нами, но при напряженном внимании вполне различимы),… …   Музыкальный словарь Римана


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»