- СОЗВУКОВОЕ ПОСЛЕДОВАНИЕ
- (Klangfolge) есть, по Риману, последование двух аккордов, рассматриваемое с точки зрения того значения, которое имеют эти аккорды, как созвуки (См.). Говорить о с-м п-и возможно лишь в том случае, если все аккорды (даже и диссонирующие) понимать и именовать как созвуки; если при этом желательно достигнуть результатов, имеющих общее значение, необходимо ввести и терминологию, которая принимала бы во внимание не только каждый данный случай, но и целый ряд случаев. Начала такой терминологии со времен Г. Вебера сделались общим достоянием. Трезвучия, построенные на ступенях гаммы, обозначаются порядковыми числами, причем для мажорных аккордов служат большие цифры, для минорных малые; уменьшенные трезвучия обозначаются кроме того еще нулем, увеличенные черточкой (Э. Ф. Рихтер): При такой цифровке V I обозначает последование двух мажорных аккордов, из коих первый является доминантой второго; наоборот, V I обозначает последование аккордов мажорного и минорного, из коих первый опять таки доминанта второго и т.д. Однако, такого рода обозначения при более свободных гармонических последованиях оказываются недостаточными. Возьмем, наприм., последование аккордов C-dur As-dur D-dur G-dur C-dur. Такое последование образует вполне понятное гармоническое предложение; между тем, при вышеуказанной цифровке в нем еле возможно разобраться. Несмотря на отсутствие модуляции в этом последовании, мы оказались бы вынужденными понимать As-dur'ный аккорд, как принадлежащий тональности F-moll, а D-dur'ный аккорд, как принадлежащий тональности G-dur. Для такого рода гармонических последований цифровка, исходящая из понятия гаммы, непригодна; их возможно объединить только понятием свободной тональности (См.). Понятие это продукт новейшего времени и охватывает область гармоний, гораздо более широкую, чем та, которая возможна при исключительном применении гаммовых (См.) аккордов. Тональность не ведает гаммовых и внегаммовых аккордов; она знает только главный созвук и созвуки зависимые (гармоническое значение которых определяется в зависимости от отношения их к главному созвуку). Так, в вышеприведенном примере главным созвуком все время остается C-dur'ный аккорд, все же остальные понимаются в зависимости от него: аккорд As-dur созвук его нижней терции (параллель его минорной субдоминанты: АSp; См. Функции), аккорд D-dur созвук его второй верхней квинты (вторая доминанта: ), аккорд G-dur созвук его (первой) верхней квинты (доминанта: D). Первый гармонической ход (C-dur As-dur) уводит нас в сторону унгертонов (бемолей); второй (Asdur D-dur) делает прыжок в сторону обертонов (диезов); третий и четвертый возвращают обратно к главному созвуку. Последование Asdur D-dur не кажется непонятным, ибо по отношению к главному созвуку C-dur его можно разложить на два хода: 1) терцовый и 2) на двойную квинту (тоновый ход). Таким образом все это последование предстанет перед нами в виде каденции: Рациональная общая терминология гармонических последований должна, по Риману, исходить из отношения родства между главными тонами аккордов, образующих эти последования. Таким образом, в зависимости от этих отношений надо различать квинтовые ходы, ходы на большую терцию (терцовые), на малую терцию (малотерцовые), на целый тон (тоновые), на вводный тон (вводные, полутоновые), на тритон (тритоновые) и т.д. Надо, затем различать, одинакового ли наклонения оба аккорда, образующие гармоническое последование (оба мажорные, оба минорные) или же неодинакового (один мажорный, один минорный); назовем последования первого рода просто ходами и последования второго рода сменами. При такой системе квинтовое например соотношение между главными тонами двух созвуков могут дать созвуковые (гармоническия) последования четырех родов, как видно из дальнейшего изложения. Для тональности очень различное значение имеет, делаем ли мы, исходя от тоники, ход в сторону обертонов или в сторону унтертонов (срв. созвук). Мажор строится вверх, минор вниз. Поэтому, ход в сторону обертонов от минорного аккорда, и ход в сторону унтертонов от мажорного аккорда является как бы противоречием созвуковому принципу, его противоположностью. Отсюда, если ход или смена образованы созвуком противоположной (наклонению исходного созвука) стороны целесообразно называть их противоположными, если же они образованы созвуком той же стороны прямыми (последнее слово можно и не прибавлять; если его нет, оно само собой подразумевается). Таким образом последование C-dur G-dur или A-moll (нижний созвук е) D-moll (нижний созвук а) есть (прямой) квинтовый ход; C-dur F-dur или A-moll E-moll (нижний созвук е нижний созвук h, или просто Ае Аh, cм. Римановская терминология) есть противоположный квинтовый ход; C-dur C-moll (Аg) или A-moll (Аe) A-dur = (прямой) квинтовой смене; C-dur B-moll (Аf) или A-moll (Аe) H-dur =i противоположной квинтовой смене. Вообще, при всякого рода последованиях (как и здесь) "прямые" смены понимаются весьма легко, "противоположные" же наоборот, труднее всего. Для примера приведем еще ряд терцовых последований: (прямой) терцовый ход G-dur E-dur и A-moll P-moll (Ае Ас); противоположный терцовый ход C-dur As-dur и A-moll Cis-moll (Ае Аgis); (прямая) терцовая смена C-dur A-moll (Ае) и A-moll (Ае) C-dur; наконец, противоположная терцовая смена C-dur Des-moll (Аas) и A-moll (Аe) Gis-dur. Терминология эта систематически развита и последовательно проведена в теоретических трудах Римана. особенно "Упрощенная гармония" (перев. Ю. Энгеля, Москва 1901). Срв. Созвук, , Римановская терминология, Функции.
Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. Г. Риман, Ю.Д. Энгель. 1904.